Автономные источники теплоснабжения на возобновляемом топливе

Автономные источники энергоснабжения на возобновляемом топливе имеют многовековую историю, поскольку благодаря их наличию человек сохранился как биологический вид. На ранних стадиях развития человеческого общества речь шла о теплоснабжении жилища, а с момента появления электричества речь идёт в большей степени о источниках электроэнергии с добавочной функцией теплоснабжения в зимние месяцы. Возобновляемые свойства энергоносителя в прежние времена обеспечивались исключительно растительным сырьём (дровами). В настоящее время интенсивно исследуются источники на солнечной энергии и энергии ветра, однако они пока не универсальны и не всегда возобновляемы.

Наиболее известными примерами технического решения рассматриваемой задачи являются паровоз и автомобиль с газогенераторным двигателем. Известно также, что дрова, которыми человек приводил в действие эти машины, являются хоть и возобновляемым, но далеко не совершенным энергоносителем. По калорийности они в 3-5 раз уступают ископаемым углям и углеводородным топливам, таким как природный газ или дизельное топливо.

Дальнейшее развитие энергетики в первой половине 20-го века приняло характер крупномасштабного централизованного производства на электростанциях с использованием высококалорийных энергоносителей в виде ископаемых углей или мазута. Передвижные или стационарные автономные источники энергоснабжения в виде мало- или среднемощных электрогенераторов используют бензин или дизельное топливо. Иными словами вопрос о возобновляемом топливе для автономных источников энергоснабжения отпал в связи с развитием добычи нефти и резком падением её цены в конце 40-х годов 20-го века.

Однако для протяжённой и бездорожной России проблема автономных источников энергоснабжения не исчезла. В советские времена из-за заниженных цен на электроэнергию (2 копейки за 1 кВт/час) эта проблема волновала только специалистов, знающих истинную цену электроэнергии. После окончания периода государственных цен для электроэнергии настало время реальных цен.

Сегодня мировая цена одного киловатт-часа электроэнергии от 2 до 20 центов; в горных районах Турции до 40 центов. В Европе от 6 до 20 центов в зависимости от источников. Если за основу расчёта цены автономного источника электроэнергии взять удельный расход топлива на дизельном двигателе средней мощности, равный 250-300 г/л.с., то даже при идеальном преобразовании, цена 1 квт/часа электроэнергии в России будет не дешевле 60 коп. С учётом эксплуатационных и амортизационных затрат она приблизится к 1 рублю. А при доставке дизельного топлива автомобилем на расстояние 200- 400 км цена удвоится. Для отдалённых и высокогорных районов цена электроэнергии достигнет 10-15 рублей за 1 квт/час, т.е. 40 центов, характерных для высокогорных районов Турции.

Колебания цены электроэнергии в таком широком диапазоне определяют зону экономической целесообразности использования альтернативных источников энергии. В первую очередь это касается органического сырья в виде дров и отходов лесного производства. Основной недостаток этого вида сырья - низкая калорийность легко преодолим за счёт пиролиза древесины и брикетирования полученного угля. Продуктом переработки древесины, торфа или опилок являются угольные брикеты с калорийностью 7500 ккал/кг, что в 2-3 раза выше калорийности исходного сырья.

Себестоимость брикетов в зависимости от технологии приготовления составляет от 3 до 8 рублей за 1 кг, т. е. в районах относительно недорогой централизованной доставки дизельного топлива брикеты уступают ему по удельной цене за 1 калорию, но при доставке автомобилем дизельного топлива на расстояние 200- 400 км удельная цена брикетов сравняется с ценой дизельного топлива.

Если не принимать во внимание экологические преимущества брикетов, то с экономических позиций целесообразность использования угольных брикетов для глубинных районов, имеющих запасы лесного сырья, не вызывает сомнений.

Наличие неограниченных запасов возобновляемого энергетического сырья и технологии его переработки и приведения к виду, удобному для автоматизации процесса использования, а также появление новых рабочих тел для энергетических циклов с термической стойкостью до 500оС, позволяет приступить к разработке принципов построения структуры автономных источников энергоснабжения на возобновляемом топливе и проверке ключевых элементов этих систем.

Для реализации идеи такого источника предлагается в качестве энергоносителя использовать угольные брикеты, приготовленные по технологии НИПК "Элегаз". Брикеты предполагается сжигать в паровом котле для получения перегретого пара, энергию которого срабатывать в поршневой или ротационной машине, нагрузкой которой служит линейный или ротационный генератор, а также поршневой компрессор холодильной машины.

Рабочим телом в паровом цикле предполагается использовать термостойкий безхлорный фреон с рабочей температурой до 500оС, что позволит получить полный КПД машины в диапазоне 25-35% и ожидаемый расход брикетов на 1 Квт/час электроэнергии в районе 500-600 граммов для машин мощностью 10-100 кВт.

Технические требования к автономному источнику питания

Hosted by uCoz