Результаты испытаний R-510

Испытания R-510 проводились в Сингапуре, на Украине и в России на бытовых, торговых, малых промышленных и средних (до 40 кВт) холодильных машинах начиная с 1989 года исключительно в условиях прямой замены R-12, R-22 и R-134a без замены смазочных масел.

Отказы в работе двух компрессоров "Sanussi B-88-101" с маслом EAL Arc 22 и одного из трёх компрессоров "Daewoo SL YE-4E" отмечены в 1994 году на ускоренных испытаниях по ГОСТ 17008-85 при давлении нагнетания 28 атм на заводе бытовых холодильников "Стинол". При этом температура компрессора не превышала 75оС, а температура обмоток электродвигателя была не выше 85оС. В остальных случаях в течение последних 6 лет испытаний отказов в работе не отмечено.

По основному критерию сравнения-удельному энергопотреблению на бытовых холодильниках зафиксировано уменьшение на 14% (холодильник "Шиваки", лаборатория ЗиЛ, 1996 год; в непрерывной эксплуатации с 1994 года). Испытания холодильного компрессора ХКВ 6,65-1м в Донецке (ДИХТ, Украина, 1995 год) показали удельный расход электроэнергии на 12% меньше в сравнении с R-12 и на 24% меньше в сравнении с R-134a при температуре кипения -30оС.

При прямой замене R-12 на машине МХВ-4-2-2 (мощность привода 4кВт) зафиксировано уменьшение потребления энергии на 14% при температуре в испарителе -25оС (испытательный стенд з-да "Искра", Москва, 1998 год).

Надо отметить, что в большинстве испытаний при прямой замене меньшие по удельному расходу электроэнергии показатели в сравнении с R-12 наблюдались при температурах кипения ниже -20оС. При более высоких температурах кипения R-510 по энергопотреблению уступал R-12.

Другие технически важные критерии сравнения выглядят в среднем:

Эти показатели взяты из протоколов сравнительных испытаний R-12 и R-510.

В 1998 году при испытаниях винтового компрессора 31МКТ-40-2-0 на заводе "Компрессор" в Москве R-510 проходил испытания в сравнении с R-22. Заправка компрессора составила 160 кг R-510. На испытаниях машина проработала без замечаний 270 часов. Обработка сравнительных экспериментальных данных показала, что диапазон рабочих температур в аппаратах соответствует нормативам, а хладагент вполне подходит для замены R-22. Хотя по холодопроизводительности R-510 уступил R-22 от 10% до 15% в диапазоне -33оС до +5оС, однако удельное энергопотребление было на 5-15% меньше в том же диапазоне температур. При -40оС зафиксирована одинаковая холодопроизводительность для R-22 и R-510. При этом удельное энергопотребление для R-510 было на 30% ниже, чем у R-22. (Приведённые данные взяты из отчёта "О проведении сравнительных испытаний машины 31-МКТ 40 на R-22 и R-510" с согласия руководителя испытаний, Главного конструктора АООТ Московский завод "Компрессор" В.Б. Галежи).

Ниже приведены протокольные данные испытаний.

Таблица 1.

1995 год. Калориметрические испытания серийного компрессора ХКВ 6,65-1м в Донецком Институте Холодильной Техники (ДИХТ) по ГОСТ 17008-85 при температуре окружающей среды +32оС, температуре конденсации +55оС для температур кипения -20оC и -30оС. Выполнены инженером И.Н. Красновским.

Температура кипения, оС
-20-30
Хладагент
R-12R-134aR-510R-12R-134aR-510
Холодопроизводительность, Вт
18518020210676140
Потребляемая мощность, Вт
165166195136110160
Удельная холодопроизводительность в сравнении с R-12
1,000,960,921,000,881,12
Температура обмоток электродвигателя, оС
1171128311511688

Результаты длительных испытаний герметичных торговых агрегатов.

C 1995 по 1997 г. на ЛКСХО в Санкт-Петербурге проведены испытания герметичных холодильных машин ВС-500 (первичная заправка R-12) и ВН-315 (первичная заправка R-22) в условиях прямой замены на R-510. Эксперимент выполнен на агрегатах после капитального ремонта, полного технологического цикла сборки, заправки и обкатки. Замена хладагента произведена в равном количестве и агрегаты с неизменными приборами автоматики были установлены на холодильные камеры. Рабочие температуры после замены хладагентов остались в прежних диапазонах, потребляемая мощность практически не изменилась. После двух лет непрерывной безотказной работы были взяты пробы масла и хладагента из каждого агрегата.

Хроматографический и масс-спектрометрический анализы изменений в составе R-510 не обнаружили. Агрегаты по сегодняшний день находятся в непрерывной эксплуатации. Свойства масел остались в пределах допустимых норм, о чём свидетельствует табл.2.

Таблица 2.

Состояние масел герметичных агрегатов после двух лет эксплуатации

Показатель
Холодильное масло
МинеральноеСинтетическое
ХФ-12-16 (Вс-500)ХФ-22с-16 (ВН-315)
Температура вспышки в открытом тигле, оС
169 (170)173 (225)
Температура застывания, оС
-49 (-42)-48 (-38)
Вязкость при 50оС, сСт
15,8 (16)15,3 (16)
Кислотное число, мг КОН/г масла
0,01 (0,02)Н.п.о. (0,35)
Концентрация влаги, %масс.
0,001 (отс)0,0021 (отс)
Концентрация механич. примесей, %масс.
0,005 (отс)отс (отс)

Примечание: В скобках указаны значения показателей для товарных масел по ГОСТ Р-5546.

Предлагаемый в качестве альтернативы R-510 не рассматривается в качестве универсальной замены для R-12, R-22 или R-134а. В каждом отдельном случае применения необходим прогноз последствий, испытания и подтверждение прогноза. Эта ситуация характерна для любого случая ретрофитной замены, поскольку компрессоров, разработанных под R-510 пока ещё не выпускают и испытуемые машины разрабатывались под R-12, R-22 или R-134a. При прямой замене другим веществом компрессор неизбежно работает в неоптимальном режиме. Не говоря о других составляющих элементах холодильного цикла, которые также неоптимальны, можно с полным основанием утверждать, что во всех реальных случаях прямой замены хладагента на новое вещество автор разработки оказывается в заведомо невыгодных условиях сравнения. Но даже в этих условиях результаты испытаний позволяют сделать вывод о несомненных преимуществах R-510 в трёх основных картах решений и о достаточной обоснованности классификации его в качестве альтернативы для R-12, R-22 и R-134a в диапазоне температур, где экспериментально подтверждена его энергетическая эффективность.


Диаграмма I-lgP для "Хладона-М".

Токсичность фторсодержащих соединений

Hosted by uCoz